Fri | Jul | 28,2017
개인 도구

올롱호

Olonkho Hyper Media

<yambe:breadcrumb>대문</yambe:breadcrumb>

Источник: Энциклопедия Якутии т.I. Главный редактор Ф. Г. Софронов - М., 2000:. - С. 512-513. ISBN 5-901220-01-3 ООО "Якутская энциклопедия"; ISBN 5-901220-02-1 ООО "Энциклопедия Якутии - М".


Олонхо (якут. олоҥхо) – общее название многочисленных якутских героических сказаний, средний размер которых достигает 10-15 тысяч стихотворных строк, а наиболее крупных – до 20 тысяч, иногда - до 50 тысяч строк. Олонхо относится к наиболее древним эпическим памятникам тюрко-монгольских народов и ценится прежде всего как художественно неповторимое и органичное сочетание возвышенно - поэтической речи и выразительного разнохарактерного пения.

Олонхо — самый крупный эпический жанр якутского фольклора, генетически близкий к сказаниям тюрко-монюльских народов Сибири. Олонхо, бурятские улигеры, хакасские, шорские, алтайские и тувинские сказания исследователями обычно объединяются под общим названием архаический героический эпос. В сюжетике его произведений сохраняются сказочно -мифологические мотивы. По отношению к так называемому классическому эпосу, сформировавшемуся в период образования ранних государств ("Манас", "Алпамыш", "Кёр-оглы", "Давид Сасунский", русские былины) архаический эпос занимает особое место, представляя собой типологически наиболее древний пласт эпяческого творчества, сложившийся в условиях родоплеменных отношений.

Главное содержание олонхо составляют героические подвиги богатырей, направленные во благо племени айыы аймаҕа и ураанхай саха (древнее самоназвание якутов) в некую эпическую эпоху «распрей» и «битв». События развертываются в пространстве мифологических трёх миров — Верхнего, Среднего и Нижнего.

По сюжетной теме олонхо можно разделить на три типовые группы:

1. олонхо с более ранними типами сюжетов о заселении Среднего мира потомками божеств айыы, от которых пошло племя ураанхай саха. Согласно одной линии развития темы верховное божество Урунг Айыы Тойон сам заселяет своих детей на Средний мир, дабы обустроить жизнь на земле; по другой линии, Средний мир заселяется отверженными провинившимися потомками божеств айыы (см.Дыырай Бэргэн).

2. олонхо о родоначальниках племени, предназначенных божествами быть прародителями ураанхай саха и совершающих героический поход за невестой — суженой, которую герой, часто именуемый Эр Соҕотох(Муж Одинокий), добывает победой над соперниками в богатырском состязании и единоборстве.

3. олонхо о защитниках племени айыы аймаҕа с главным героем Ньургун Боотур или Мүлдьү Бөҕө (рус. Мюльдю Бёгё).

Для стиля олонхо характерны героическая идеализация и гиперболизация облика и свершений героев, контрастное противопоставление светлых и темных сил с обильным применением сравнений, эпитетов и метафор.


Олонхосут (якут. олоҥхоһут) - мастер словесного искусства, обладающий свободной поэтической импровизацией, техникой горлового пения «кылысах» (якут. кылыһах), которая представляет собой уникальный феномен горлового пения якутов. Кылысах является характерным национальным признаком эпического пения якутов и представляет собой сохранившиеся до наших дней древние основы горлового пения тюркских народов. Олонхосуты - сказители держат в своей памяти десятки тысяч стихотворных строк. Песни-тойуки в олонхо представляют собой прямую речь персонажей и исполняются олонхосутом в том стиле, которого требует происхождение героя олонхо.

Олонхосут — сказитель, исполнитель якутского героического эпоса олонхо, носитель эпических традиций народа. В большинстве случаев олонхосутами становились даровитые люди, выросшие в окружении сказителей старшего поколения. Искусство олонхосутов требует длительного накопления навыка сказывания, обладания исключительной памятью, способностью своеобразного видения мира олонхо и дара импровизации. Искусство олонхосутов пользовалось глубоким почитанием и уважением в народной среде. Слово олонхосут становилось почетным добавлением к имени сказителя. Олонхосуты могли сказывать от нескольких до десятков олонхо. Так, Петр Колесов из Горного района, 86 лет (в 1920 г.), знал 46 олонхо. Сказывание длилось от одного до нескольких вечеров. Верхоянский сказитель Манчаары, со слов которого И.А. Худяков записал в 1860-х гг. сказки и олонхо, говорил В.Л. Серошевскому, что он знает олонхо, которое можно рассказывать месяц. Отдельные регионы в конце ХIХ — ХХ в. являлись своеобразной «школой» сказительства со своими традициями, например таттинская эпическая традиция, начало которой было положено легендарными олонхосутами Лоҕуй, Кээмпэс, Килээмпир. Их традиции продолжили И.В. Винокуров-Табахыров, Н.И. Малгинов-Көтүөхэ Уола, К.Г. Оросин. Наиболее заметными представителями амгинской «школы» были Т.В. Захаров-Чээбий, верхоянской — М.Н. Горохов, вилюйской — С.Н. Каратаев — Дыгыйар. С давних времен проводились состязания между олонхосутами. Так известны соревнования в исполнительском искусстве между Т.В. Захаровым-Чээбием и Н.А. Абрамовым-Кынатом, И.В. Винокуровым-Табахыровым и Н.И. Малгиновым-Көтүөхэ Уола.

В годы советской власти выдающиеся олонхосуты были приняты в Союз писателей СССР.
Литература:
Серошевский В.Л. Якуты. СПб., 1896;
Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского округа. Л., 1969;
Васильев Г.М. Живой родник. Якутск, 1973;
Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору. М., 1974;
Илларионов В.В. Искусство олонхосутов. Якутск, 1982.


Бытует два основных стиля якутского пения: дьиэрэтии ырыа и дэгэрэн ырыа. В манере дьиэрэтии ырыа исполняются песни положительных персонажей олонхо с использованием техники горлового пения «кылысах». Некоторые положительные герои, трикстеры и слуги поют в стиле дэгэрэн ырыа, который исполняется обычным голосом. Исполнение песен отрицательных персонажей олонхо отличается от них особым стилем.

Категория:Олонхо